«Работай, работай, работай, умри»

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Программист из Украины о переезде в Калифорнию и работе в Долине .

Если вы мечтаете работать в Кремниевой долине, то этот текст для вас. Дмитрий Очеретяный переехал из Украины в США четыре года назад. Сейчас он работает в Netflix.

Специально для Rusbase он рассказал о том, что стоит за кадром и высокой зарплатой. Оказалось, что это отсутствие культурной жизни, штрафов и премий, дикие цены, специфический корпоративный кодекс и не только. Об этом пишет diasporanews.com.

«Первый компьютер появился в 15 лет»

Меня зовут Дмитрий, мне 35 лет, я родился и вырос в Украине. Чуть более двух лет я работаю в Netflix. У меня достаточно рано появился компьютер – примерно в 1998-2000 годах, когда мне было 14-15 лет. Я наигрался в разные игры, а потом мне стало интересно, как все же работает внутри. Так понравилось, что я поступил на программиста-математика в Днепропетровский национальный университет. Работал в украинских IT-компаниях около 10 лет. Потом понял, что если я хочу более серьезных проектов, развиваться и расти, нужно переезжать в США.

«Два года не мог получить рабочую визу»

Переезд в США дался тяжело. За пару лет у меня было семь офферов, тем не менее я не мог пройти лотерею.

Почему лотерея? Потому что США дают ограниченное число рабочих виз в год: 65 тысяч всем и 20 тысяч для обладателей диплома американского вуза. А заявок приходит гораздо больше – свыше 200 тысяч. Поэтому процесс получения рабочей визы проходит так: с 1 по 5 апреля принимаются заявки, и если их больше, чем виз, проводится лотерея. Если ты не прошел – снова ждешь год. Причем ты можешь получить разрешение на визу, но ее потом могут и не дать. Был такой момент, когда мы с женой уже сидели на чемоданах, с билетами, но пришел отказ – компания что-то напутала в документах. Мы поняли, что можно играть в эту лотерею годами и ничего не получить.

Решил пойти другим путем: поступил в университет в городе Сан-Хосе. Этот вуз понимает, что в него приезжают учиться иностранцы. Поступить туда несложно, а обучение стоит $20 тысяч в год. По будням студенты проходят практику в дружественных ИТ-компаниях, а по выходным – учатся.

Три месяца я жил без выходных: пять дней в неделю работал фулл-тайм в стартапе, с 8 утра до 5 вечера по выходным учился, еще – вечерняя учеба в понедельник. Это кошмарно.

Потом стало проще: появились выходные раз в две недели. Денег не было: все уходило на обучение. Стартап платил немного, так как я был на студенческой визе. Мы с женой снимали комнату: туда влезала кровать и оставалось совсем немного свободного места. В доме помимо нас снимало комнаты еще пять человек. Гостиная и кухня были общими. Мягко говоря, это было непросто, хотя весело – с соседями повезло.

Я поработал в стартапе по студенческой визе 14-15 месяцев. Стартап помог получить рабочую визу, к тому же, я уже был магистром, что сильно упростило процесс.

Как только получил документы, начал искать другую работу. В Netflix шел осознанно: мне нравилась их корпоративная культура и продукты.

Как я получил работу в Netflix

Устроиться на работу в компанию сложно. Чтобы быть на шаг впереди, я использовал разработки и библиотеки Netflix. Компания выкладывает в открытый доступ свои разработки и дает возможность использовать их любому разработчику для проектов. Еще я много читал о Netflix, разобрался в корпоративной культуре.

Параллельно у меня были предложения от Google и Atlassian, но я выбрал Netflix. На собеседованиях не было сложностей или неожиданностей, так как я хорошо изучил до этого запросы компании. Техническое собеседование было типичным для Долины: программистские задачки, архитектура систем, проблемы в ИТ.

Не знаю, важно ли для Netflix наличие диплома, скорее, это существенный фактор для получения рабочей визы в США. Без диплома ее получить очень сложно: нужно долго работать, чтобы тебе засчитали стаж вместо образования.

Точно не скажу, что именно мне помогло трудоустроиться: я писал рекрутерам в LinkedIn, оставлял заявки на сайте, ходил на митапы компании, где рекламировались продукты, знакомился с докладчиками, спрашивал про вакансии и передавал свое резюме.

Почему в Netflix трудно попасть и при чем тут корпоративная культура?

У нас всегда есть открытые вакансии, но сколько конкретно резюме приходит, не знаю. Рекрутер говорит, что иногда приходит несколько тысяч за пару дней.

Что поможет попасть в компанию?

Опыт работы.

В отличие от Google, Facebook и Amazon, Netflix не берет людей без опыта работы. В компанию можно попасть, только если твой уровень Senior или выше.

Понимание и разделение корпоративных ценностей.

Netflix до фанатизма требует, чтобы сотрудники понимали и разделяли философию компании. Ее можно выразить в двух принципах: «Действуй в лучших интересах компании» и «Свобода и ответственность».

В компании нет микроменеджмента: каждый сотрудник сам решает, сколько ему работать, когда идти в отпуск, на сколько дней и так далее. Неважно, сколько дней ты работаешь и сколько отдыхаешь, важно, чтобы твои задачи были выполнены.

Мне не нравится контроль в работе: я привык решать все сам и распределять свое время. Netflix говорит: «Мы даем тебе свободу, если ты готов взять за нее ответственность. И мы доверяем любому твоему решению, если ты действуешь в интересах компании».

Например, если сотруднику нужно уехать в командировку, он едет. А потом предоставляет счета за гостиницу, суточные траты на еду, перелет. Никто не устанавливает рамки: сколько стоит твой перелет и ужин, сколько будет звезд в отеле и так далее. Сотрудник сам может задать себе вопрос: «А действую ли я в лучших интересах компании?». И если да, то его, скорее всего, даже не спросят, на что он тратил деньги – просто возместят расходы.

Отсутствие микроменеджмента и возможность самому принимать решения – как и что делать – не всем подходят. Netflix уделяет очень много времени на собеседовании как раз выяснению, сможет ли человек работать в таком формате. Проверка soft skills – очень важная часть собеседования. Поэтому в компанию попадают вовлеченные люди, которые разделяют ценности. Возможно, сама работа в таком окружении как-то влияет на людей, точно не скажу. А может, хорошая зарплата – причина того, что тебе нет смысла «уходить в отрыв».

Компания перед собеседованием присылает большой документ с ценностями – Netflix Culture Deck. Его можно найти в интернете. Например, один из пунктов говорит о том, что «Мы не семья – мы команда профессионалов, собравшаяся для достижения целей». Если кандидат на собеседовании хорошо ответил на технические вопросы, но при этом не разделяет ценности, рекрутер без проблем откажет в должности.

В Netflix работают Senior Engineer и выше, поэтому там нет молодежи. В основном мои коллеги – это люди за 30. Много русскоговорящих: только в моем окружении человек 10 из разных стран постсоветского пространства.

Повторюсь, что основная идея компании в том, что мы профессионалы, а не семья. Наши семьи дома, а мы, как команда баскетболистов, собираемся вместе и выигрываем Суперкубок.

«У нас нет премий, штрафов, традиций. А уволить могут в любой момент»

В Netflix платят больше многих компаний на рынке. Зарплата приходит каждые две недели.

В компании нет денежных бонусов и премий. Netflix как бы говорит: «Если мы тебя наняли, значит, ты должен работать с максимальной отдачей уже сейчас. Нам не нужны другие люди». Если ты не дотягиваешь, тебя быстро увольняют. Возможно, это некомфортно, но, с другой стороны, тебя об этом предупреждают сразу же. При увольнении тебе выплачивают четыре оклада. Ну, и после Netflix ты легко найдешь новую работу.

Уволить могут за невыполнение KPI, неуважение к коллегам. В США очень серьезно относятся к оскорблениям на расовой, сексуальной или гендерной почве. За такое увольняют мгновенно и без пособия.

Сперва тебя могут предупредить. Если ты не будешь работать лучше, последует увольнение. В других компаниях менеджер не может сделать это просто так: он должен сначала написать тебе план по улучшению работы, потом каждую неделю сверять прогресс, писать об этом отчеты – много работы, проще перевести тебя в другую команду. У нас менеджер решает все молниеносно.

Возможно, давать людям такую власть не совсем правильно, но компания много лет успешно работает по такой схеме.

В компании нет традиций. Никаких. Потому что, снова, «Мы не семья, а команда профессионалов».

Разве что раз в полгода проходит «Вафельный день»: во дворе на час ставят шатры для сотрудников, где мы готовим вафли.

Компания не считает себя нужной мотивировать сотрудника расти дальше. Человек должен сам понять, что ему нужны новые знания: тогда компания может оплатить учебу. У нас проходят бесплатные воркшопы внутри, но никто не обязывает тебя ходить на них.

Сколько получают в Netflix?

Сравнивать мою зарплату со средней по США или Нью-Йорку смысла нет. Это некорректно. Дело в том, что в Долине одни из самых дорогих условий для проживания в мире.

Семья считается бедной, если ее доход меньше $117 тысяч.

Скажу так: работать в топ-компаниях выгодно, поэтому зарплата в них перекрывает сумасшедшие цены. Хороший программист может легко зарабатывать несколько сотен тысяч долларов в год. Те, кто с большим опытом и специфически востребованными знаниями, могут получать в год семизначные суммы. Если компании нужен какой-то специалист с редким скилл-сетом, то такого найти реально. Например в Artificial Intelligence (AI) или Self-Driving Сars. Обычным инженерам типа меня до них далеко…

Да, в Долине самое большое количество миллионеров – людей, у которых свободных активов от $1 миллиона, не включая жилой дом. Среди них очень много программистов. Но большинство из них стали миллионерами, так как прошли вместе с компаниями взрывной рост последних 10 лет. Например, это те, кто пришел в Facebook или Google на раннем этапе, где за работу тебе не только платят, но и дают акции. Работая в топ-компании сейчас, можно жить комфортно, купить пару машин, но вот с жильем не все так просто, разве что в кредит.

«В офисе никто не ночует: в 5 часов все уже расходятся»

В офисе у нас никто не живет и не ночует. Рабочий день, по сравнению с другими компаниями в Долине, заканчивается рано: в четыре часа люди начинают расходиться. В пять вечера уже 80% работающих в офисе нет, в шесть – совсем никого.

В офис все приходят в промежутке между 9 и 10 утра. У нас опенспейс: ты можешь обустроить его сам, выбрать стул и стол. Работать можно даже стоя. Для сотрудников есть бесплатные завтраки и обеды, снеки и напитки. В каждом корпусе – своя столовая, где утром и днем шведский стол, а на каждом этаже есть мини кухня со снеками и напитками. Есть шкафы с мелким оборудованием: флешками, мышками, кабелями, которыми можно пользоваться.

Я прихожу в офис в разное время: зависит от настроения. Могу поработать с утра из дома и прийти к обеду, если нет рабочих совещаний. Но прийти на работу в 8 утра тоже могу. Раз-два в неделю стараюсь полностью работать из дома. Ухожу примерно в 4:30–5 вечера в зависимости от загруженности.

Как я уже говорил, отдых у нас не ограничен по времени. Люди могут запросто взять отпуск от месяца и более, если успевают решить свои задачи и от отпуска не пострадают другие люди. Я сам беру отпуск примерно на четыре недели в год.

Почему мне не нравится жить в Кремниевой долине

Мне скорее не нравится жить в Долине. Я здесь в первую очередь из-за работы. Тут есть много вещей, которые сложно принять.

Долина делится на пять каунти (county – районов). В двух районах уже больше азиатского населения, чем коренных жителей. Есть города, где много китайцев, индийцев, что накладывает отпечаток, потому что каждый народ привносит в культуру что-то свое.

Есть вещи, которые людям с европейским менталитетом принять сложно. Например, у азиатов понятие личного пространства совершенно не такое, как у американцев. Американец никогда не будет стоять в очереди ближе, чем в одном-полутора метрах от тебя. Азиаты же подходят вплотную. Из-за мигрантов у нас очень грязно на шоссе: мусор выкидывают просто на дорогу. Иногда это могут быть даже шкафы с матрасами. И это не шутка. Ты приезжаешь, вроде, в Америку, а потом в твоей команде не будет ни одного американца, что немного странно.

Зато здесь офигенный климат, всегда тепло, много солнца, редко бывает жара и очень красивая природа – горы, океан, побережье. В двух-трех часах езды горнолыжные курорты, национальный парк Йосемити.

Местным здесь непросто. Люди по сравнению с остальной Америкой тут злые: если ты работаешь в Долине в сфере обслуживания, у тебя очень низкий доход – тебе не по плечу расходы. Часто люди живут в машинах, потому что цены на жилье заоблачные.

В Долине инвесторы из Китая скупают недвижимость, поэтому в какой-то момент цены росли космически быстро. Например, дом 50-х годов в селе, где только торговый центр и ничего больше – никакой культурной жизни, – мог стоить $1,5 миллиона. Приходил человек, который был готов заплатить за него кэшем $2 миллиона. Снять приличную квартиру стоит от $3-4 тысяч в месяц. Нормальный дом на семью в зависимости от района может запросто стоить $4-10 тысяч.

Правительство не делает ничего, чтобы решить кризис жилья. Но это только в Долине, во всей стране этого нет.

Если честно, я не смотрю цены на всякую мелочь – просто кладу нужные продукты в корзину. Обычно за покупками ходит моя супруга, а я просто катаю тележку. Но могу сказать, что хороший хлеб стоит $4, галлон молока – $3, пачка итальянских макарон – доллар.

На автобусах из жителей никто не ездит: все стараются купить свой автомобиль. А общественный транспорт остается или тем, кто не успел получить права, или бомжам, нищим, сумасшедшим. Проезд стоит $2,5. Моя жена сперва тоже ездила на общественном транспорте. Это был большой стресс! Ей пришлось быстро получать права, и мы купили ей автомобиль.

«Долина – большое село. Тут очень скучно»

Долина – самое скучное место, где я жил. По сути, это село, на которое в какой-то момент свалились огромные деньги – и люди не знают, что с ними делать.

В Сан-Франциско что-то есть, хотя бы какие-то развлечения. Здесь вообще ничего! Развлечения тут – пойти поесть, за покупками, в кино. До Сан-Франциско сильно не поездишь: это 40 километров по большим пробкам – тратить нужно три часа. В девять вечера – пустота, ночных клубов нет.

В Долине есть такое выражение: «Работай, работай, работай, умри». Ты должен много вкалывать, чтобы достичь комфорта. Но при этом ты тратишь жизнь только на карьеру. Кто-то уезжает. Семейным, возможно, это подходит: днем ты работаешь, а потом все время с детьми. Мне же – скучно. Я больше люблю город, движуху – и этого мне не хватает.

 

Rate this article: 
No votes yet