Кто ответственный за содержание в соцсетях?

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Верховный суд США начал рассмотрение дела, способного изменить правовой подход к интернет-контенту.

Верховный суд США начал рассматривать дело, способное поменять правила публикации контента в Интернете: если трактовку «Раздела 230» отменят, то интернет-площадки могут объявить ответственными за контент, на них размещаемый.

Центральное место в спорах занимает принятый еще в 1996 году «Раздел 230» – положение федерального закона, защищающее интернет-платформы от юридического преследования в качестве издателей контента. Это означает, что юридическая ответственность за публикацию информации лежит на создавшем ее физическом или юридическом лице, а не на размещающих ее платформах. Технологические компании и правозащитные организации отстаивают это положение как неотъемлемый гарант функционирования Интернета.

Критики «Раздела 230» утверждают, что закон не стимулирует компании действовать ответственно и призывают суд признать, что в некоторых случаях корпорациям может быть предъявлен иск. По их мнению, пересмотр закона приведет к ограничению доступа экстремистских групп к соцсетям.

На этой неделе споры впервые в истории оказались в центре внимания Верховного суда. Мотивом для пересмотра закона стала гибель 23-летней американской студентки Нохеми Гонсалес в результате теракта в 2015 году в Париже. Семья Гонсалес подала иск против Google, утверждая, что принадлежащий компании сервис YouTube при помощи компьютерных алгоритмов незаконно содействовал распространению видеороликов группировки «Исламского государства», ответственной за теракты.

Чуть ранее иск семьи отклонил суд низшей инстанции, опираясь на все тот же «Раздел 230». Судья постановил, что компания Google не может быть ответственна за содержание контента «Ислам-ского государства», а алгоритмы применяются для всех публикаций одинаково.

Семья Гонсалес, частично поддержанная администрацией Байдена, утверждает, что такое толкование закона судами низшей инстанции благоприятно для индустрии. Это делает практически невозможным привлечение к ответственности крупных технологических компаний.

Google и поддержавшие компанию большие технологические фирмы, среди которых Facebook, Microsoft, Twitter и Reddit, утверждают, что даже незначительное судебное решение в пользу семьи будет иметь далеко идущие последствия. Они могут привести к ограничению работы популярных сервисов, среди которых объявления о поиске работы или отзывы пользователей о качестве товаров и услуг.

Если Верховный суд примет решение в защиту интернет-платформ, это может предотвратить будущие подобные иски в отношении интернет-гигантов в будущем.

Окончательное решение по данному вопросу ожидается к июню 2023 года.

Между тем

Между тем, IT-гиганты массово сокращают сотрудников.

В 2023 году рабочих мест лишились около 50 тысяч человек, занятых в IT-индустрии. А в 2022-м были уволены более 150 тысяч специалистов.

Музыкальный сервис Spotify объявил о сокращении примерно 600 сотрудников, это около 6-ти процентов штата компании. Ранее Google анонсировал увольнение 12-ти тысяч человек, а до него на подобные шаги пошли Microsoft, Amazon и другие IT-гиганты. Их руководители объясняют кадровые решения, вывешивая меморандумы в блогах на своих же сайтах. Ссылаются на внешние экономические причины, как, например, глава Google и ее материнской компании Alphabet Сундар Пичаи.

«Последние два года, – пишет он, – мы переживали период бурного роста. Чтобы соответствовать и способствовать ему, мы нанимали новых сотрудников. Но сегодняшняя экономическая реальность оказалась иной».

Только за три недели 2023 г. IT-корпорации и другие компании, бизнес которых во многом завязан на информационные технологии, сократили почти 50 тысяч человек. Лидирует Amazon – 18 тысяч уволенных. Правда, это около 1% от штата примерно в 1,5 млн сотрудников. За уже упомянутым Google с его 12 тысячами сокращений следует Microsoft – 10 тысяч. Далее – Salesforce, Goldman Sachs, Wayfair, Spotify и другие. Некоторые из них сократили до десятой части работников. Илон Маск в прошлом году уволил из Twitter вообще полштата. А Facebook в 2022 году сократил 13% рабочих мест.

Один из немногих высокотехнологичных гигантов, который пока не объявлял об увольнениях, – Apple. Единственное, что попало в компании под сокращение, – это зарплата генерального директора Тима Кука, он получит в 2023-м $49 млн вместо $83 млн.

IT-гиганты вынуждены экономить, потому что их штаты, действительно, оказались раздуты, – считает генеральный директор Femida.us Дмитрий Дубограев. «Я думаю, сейчас просто происходит самоочищение рынка от перегрева, – говорит он в интервью Русской службе «Голоса Америки». – Поэтому я чего-то критического в данный момент не вижу».

Перегрев, о котором говорит Дубограев, произошел в IT-гигантах от доступных денег. До скачка инфляции, при низкой ключевой ставке ФРС – а значит, дешевых кредитах, – инвесторы охотно вкладывались в IT, в том числе и в рискованные экспериментальные проекты, в которых совершенно нет гарантии прибыли, но если повезет, то дивиденды будут огромными. Правда, порой в отдаленном будущем.

Профессор экономики Университета Сиэтла Владимир Дашкеев приводит такой пример: «Если вы посмотрите, скажем, на Boeing, то у него есть заводы, у него есть конструкторские бюро, и у него все происходит здесь и сейчас. А если вы посмотрите на Microsoft, Amazon или Facebook, то их оценивают по потенциалу роста, по тому, какие возможности их технологии смогут открыть в дальнейшем».

Тот же Amazon за время пандемии увеличил количество сотрудников почти вдвое. Это диктовали гигантский спрос на услуги из-за тотального карантина и низкая ключевая ставка ФРС. Но, если Федеральная резервная система берет курс на последовательное повышение ставки, как в 2022 году, инвестор понимает: дешевых денег уже не будет. Вложения становятся не только рискованными, но и дорогими. Закладываться под будущее становится опасно, обеспечить бы настоящее.

Во многом поэтому технологическая биржа HASDAQ в целом просела в 2022 году примерно на 50%. Котировки ряда IT-гигантов, в частности, – тоже падали. Google – в сравнении с прошлым февралем – подешевел почти на треть, котировки Amazon – упали едва ли не вдвое, Microsoft потерял около 20%.

«Я бы не сказал, что пузырь прямо сейчас лопнул, – заявил «Голосу Америки» технический директор компании «Scentbird» Андрей Ребров. – Произошла корректировка рынка. То есть компании стали стоить более адекватных денег, их оценка, наконец-то, стала связана с их выручкой, а не с банальным желанием, как принято сейчас говорить, «хайпануть».

Но при этом десятки тысяч человек оказываются без работы, которая многим позволяла не привязываться к конкретной стране. Особенно это было актуально для российских айтишников, бежавших за границу после начала войны в Украине.

«Я знаю многих ребят из России, Украины, Беларуси, которые сюда в свое время приехали и все еще находятся на визе, связанной с работодателем, – говорит Ребров. – Сейчас они попали под сокращение. Но очень большое уважение вызывает USCIS (Службы гражданства и иммиграции США), которая увеличила срок нахождения в США тех, кого сократили. У них теперь сильно больше времени для того, чтобы найти нового работодателя».

Искать его необязательно в чистом IT-секторе, – подсказывают экономисты. По их словам, большой спрос на информационные технологии сейчас в автомобильной индустрии и банковской сфере, энергетике, фармацевтике и других областях.

«Я не думаю, что эти люди пойдут работать в Starbucks «или подметать улицы», – считает Дмитрий Дубограев. А по мнению Владимира Дашкеева, как только процентная ставка начнет снижаться, а экономика будет расти, в IT-сфере вновь начнут открываться вакансии. Правда, оговаривается Дашкеев, вряд ли это произойдет в нынешнем году.

Тем временем освободившийся от 10 тысяч сотрудников Microsoft проанонсировал приобретение компании OpenAI – она ведет разработки в области искусственного интеллекта – за несколько миллиардов долларов. А индекс NASDAQ, где торгуются акции высокотехнологичных компаний, 23 января прибавил больше 2%. Правда, уже на следующий день чуть отыграл назад.

Андрей Катаев

Rate this article: 
No votes yet