Как пропаганда сделала русских немцев врагами США

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb02/bosnacweb02aj/b1224/ipw.therussianamerica/public_html/russian_newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

«Бог всемогущий понимает только американский язык. Говорите с ним на этом языке».


Сейчас, когда снова кипят страсти вокруг иммигрантов, когда начинают строить стены на границах, когда иммигрантов с Востока и Азии обвиняют во всех бедах страны, хочется вспомнить историю столетней давности. Когда не мексиканцы и азиаты были притчей во языцех для белых американцев, а русские и русские немцы.

Да, именно россияне – иммигранты из Российской империи – понаехали в штаты Среднего Запада Миссури, Канзас, Оклахома в начале прошлого века и привезли сюда и российскую пшеницу и подсолнухи, которые теперь все знают как американские. Россияне – это непосредственно русские, русские немцы с Поволжья (Russian Germans), украинцы и поляки. Все они тогда были под одним орлом Российской империи. А в Америке считались иммигрантами из России.

Так вот в 1900 году таких иммигрантов из России в одной Оклахоме было 21 тысяча человек. К 1907 году перепись показывает, что здесь уже было 47 тысяч россиян. Здесь стали возникать города со своими церквями, школами, магазинами на русском и немецком языках. Для сравнения могу сказать, что мексиканцев в штате Оклахома к 1930 году было всего 7 500 человек. Вера у российских иммигрантов была разная. Были и православные, были и баптисты, и католики, и менониты.

Как же к ним относилось местное англоговорящее население? В основном – нормально, потому что многие жители сами были американцами в первом, во втором и третьем поколении. Но все испортила пропаганда.

Что же случилось? История рассказана со слов профессора истории Марвина Крокера, декана исторического факультета университета, который и сам по происхождению был выходцем из русских немцев. Точнее, не вся история, а один эпизод из истории русских немцев-менонитов.

Менониты – это протестанты, в основе религии которых лежит неприменение силы и непротивленчество. Поэтому они отказываются брать в руки оружие. В 18 веке их пригласила в Россию Екатерина. Но через сорок с лишним лет другой царь стал призывать их в армию, и они уехали в Америку, на Мидвест. В 1914 году только в Оклахоме было 44 церкви общин менонитов.

Но тут началась Первая мировая война. Президент Вудро Вильсон объявил об участии Америки в войне в 1917 году. Он же создал Комитет общественной информации – такое бюро Пропаганды, чтобы вдохновить людей на участие в сражениях и собрать деньги на ведение войны, а также заниматься рекрутингом новобранцев.

Глава этого бюро пропаганды в свою очередь организовал в штатах и на местах комитеты Защиты для поднятия духа патриотизма. Многие комитеты были общественными, а точнее – самопровозглашенными. Такие патриотические комитеты плодились в каждом маломальском городке. Поскольку заняться им посреди страны было нечем, они стали шпионить за русскими немцами и навязывать им свое видение патриотизма.

Началось с переименования немецких названий. В округе Вашита был город Корн (Korn) – центр русских немцев. В 1918 году суперпатриоты переделали название на английский манер – Corn. Другие патриоты в округе Кингфишер переделали название Kiel (Киль) в английское Loyal (Преданный). О Бисмарке и говорить нечего: город стал называться Wright (Рабочий).

Комитеты защиты занимались тем, что устрашали и терроризировали немцев, чтобы те изменили веру и культуру. Натравливали на немцев местный народ, обвиняя во всех грехах.

Комитеты заставляли немцев не использовать немецкий язык во время службы в церкви. В 1918 году в городке Fairview группа местных лжепатриотов маршем вошла в церковь и приказала вести службу на английском. Самопровозглашенный комитет патриотов повесил плакат на двери церкви: «Бог всемогущий понимает только американский язык. Говорите с ним на этом языке».

Но самые буйные патриоты пошли дальше угроз.

Менонитская церковь около Инолы, что на северо-востоке штата была сожжена дотла. Через два месяца был разрушен и сарай, в котором русские немцы стали проводить свои службы. Там же в Иноле была позже сожжена еще одна церковь менонитов. А один из членов церкви был похищен и взят в заложники только потому, что отказался покупать военные бонды. Может быть это произошло из-за того, что сам генеральный прокурор выпустил приказ, что отказ покупать военные бонды является нарушением закона.

Местный комитет Защиты также стал угрожать одному молодому немцу Джону Джанзину из Инолы, что его расстреляют, если он не пойдет служить в армию. Под покровом ночи он бежал в Канзас-Сити, откуда переехал в Канаду. После него туда же бежали и другие немцы призывного возраста. Больше они в Оклахому не вернулись.

Генри Реймер, фермер, живущий недалеко от Колинсвилля, чуть не лишился жизни от рук монстров, желающих растерзать его за принадлежность к немцам и пацифистские взгляды. Это произошло после того, как местный комитет Защиты приказал ему закрыть религиозную школу на немецком языке. А он открыто выступил с протестом. Он также убрал плакат с американским флагом, который комитет Защиты прицепил на окно его дома. Комитет приказал не снимать флаг до полного окончания войны.

После того как бдительные соседи сообщили о снятом флаге в комитет Защиты, двое членов комитета арестовали Реймера и отправили его в местную тюрьму.

Ночью 19 апреля 1918 года разъяренная толпа местных жителей ворвалась в тюрьму, вытащила Генри Реймана и потащила его на склад оружия для того, чтобы повесить. Один конец электрического провода намотали ему на шею, другой привязали к баскетбольному кольцу. После того как Реймер поцеловал все звезды на американском флаге, под ним вышибли стул, на котором он стоял. Только случайно прибежавший помощник шерифа спас Генри от верной смерти и буквально вытащил его из петли, когда он уже потерял сознание.

Но на этом его мучения не закончились. Реймера отправили в другую тюрьму в Оклахоме – в Талсу. Здесь он также не признал вины в совершении преступления, хотя отметил, что соседи часто надсмехались над ним, и, может быть, он им что-то отвечал.

Из-за его корявого английского, возможно, соседи его неправильно поняли. В общем, оправдывался, как мог. Тем не менее федеральный суд признал его виновным в неуважении, предательстве, препятствовании призыву в армию, путем подстрекательства других к непослушанию.

Эта жуткая история подняла русских немцев из Колинсвилля на защиту своих прав. Они собрали большой митинг менонитов, на котором присутствовал прокурор округа Талса. Прокурор выступил с резкой речью, которая побуждала к ненависти против немцев. Однако, потом слово было предоставлено Питеру Хеберту, который был учителем из штата Канзас и менонитом. Он рассказал, что менониты против войны только из-за своих религиозных взглядов. Это не означает, что они не преданы Соединенным штатам или, наоборот, преданы Германии. Более того, они родились в России, которая является союзником Америки в мировой войне, сказал Питер.

Уже на следующий день местная газета написала, что эти немцы «не являются нелояльными к Америке, и не желают ей ничего плохого».

Вскоре Реймера выпустили из тюрьмы, но в Колинсвиль он больше не вернулся, а переехал жить к родственникам в город Корн.

Местные законодатели и политики всячески изощрялись в ограничении прав русских немцев. Одни предлагали принять против них «Акт о вероломности», другие предлагали ограничить передвижение немцев только в пределах городов, где они живут. В 1919 году законодатели штата приняли закон, запрещающий обучать школьников иностранным языкам до 8 класса. Все частные школы, где шло обучение на немецком языке, были закрыты.

Стоит напомнить и об Акте об Иммиграции 1917-го года, который принял Конгресс США 5 февраля 1917 года. В этом Акте нежелательными наряду с другими нациями из стран Востока и Азии объявлялись и иммигранты из России.

И опять кипят страсти по иммиграции – более чем через сто лет. Только теперь не о немцах...

Еще через сто лет кто-то напишет об этом статью. И все будут удивляться: как абсурдно жили люди в США сто лет назад.

Валерий Тарасов

Rate this article: 
Average: 5 (3 votes)